Как не стать жертвой мошенников

Гид по безопасным покупкам на Юле

Почему Александр не советует общаться в мессенджерах

Александр выбрал новый смартфон на Юле и сразу же связался с продавцом, который попросил продолжить общение в известном мессенджере. Обговорив детали покупки и получив от продавца ссылку на оформление доставки (кстати, страница доставки выглядела точь-в-точь как на сервисе), Александр ввел данные своей карты. После чего продавец исчез, как и оплата за несостоявшуюся покупку.

Переписывайтесь с продавцом только на Юле

Предложение перевести беседу в привычный мессенджер может выглядеть совершенно естественно и безопасно, однако это не так. Мошенники знают, что если попытаются обмануть на Юле, пользователь сможет вызвать на помощь службу поддержки. А в чаты Юлы встроены меры защиты, включая запрет на подозрительные ссылки. 

В конце концов, в приложении Юлы уже есть и бесплатные аудиозвонки, и видеосвязь — и всё это без раскрытия вашего номера телефона. Позвоните продавцу через Юлу, чтобы убедиться, что товар настоящий.

Почему Владимир не отправляет пользователям свой эл. адрес

Найдя на Юле подходящую модель ноутбука, Владимир написал продавцу. А продавец не только сделал скидку, но и согласился оформить доставку в Санкт-Петербург, попросив для этого электронный адрес покупателя. Через 10 минут Владимир получил письмо с формой оплаты и ввел свои банковские данные, ведь письмо ничем не отличалось от официальных рассылок Юлы. И сразу после списания средств продавец перестал отвечать. 

Другой наш пользователь, который попросил не указывать его имя, перевел мошенникам деньги, когда получил на эл. адрес письмо с формой возврата средств, якобы по причине технической ошибки.

Форма оплаты не приходит на почту — игнорируйте такие письма

Другая опасность может крыться в электронной почте — мошенник может заранее узнать имя вашего ящика и сымитировать письмо якобы от службы поддержки или доставки. Помните, что для сделки на Юле не требуется получать письма на почту: если кто-то во время покупки обращается через неё и просит ввести какие-то данные, это мошенники.

Почему Дарья не переходит
по ссылкам

А Дарья только что переехала в Красноярск и искала холодильник в новую квартиру. На Юле она за 15 минут нашла нужный вариант и сразу написала продавцу. После короткого общения в чате продавец прислал ссылку для подтверждения покупки. Пройдя по ней, Дарья увидела страницу «Безопасной сделки» и не задумываясь ввела свои банковские данные. Да, и эта история заканчивается, как предыдущие: ни холодильника, ни своих денег Дарья не увидела.

Никогда ничего не оплачивайте, нажимая на внешние ссылки

При оформлении сделки на Юле пользователю не требуется никуда специально переходить. Однако мошенники любят вводить в заблуждение, подсовывая ссылки на внешние сайты, имитирующие службу доставки, окно функции «Безопасная сделка» или платёжную систему. 

Если вам присылают ссылку, никогда ничего не вводите и не оплачивайте при переходе по ней, особенно данные своей банковской карты. Служба поддержки не сможет помочь вернуть деньги, переведённые таким образом.

Почему Сабина никогда и никому не говорит код из смс

Сабина нашла новую прогулочную коляску для сына. Продавец быстро и вежливо отвечал на вопросы, и девушка решилась на покупку. Она нажала кнопку «Купить» на странице объявления и внесла оплату.

Все могло закончиться хорошо, если бы продавец не обманул покупательницу, сказав, что сейчас ей на телефон придет код для подтверждения сделки. Как только Сабина продиктовала код из смс-сообщения, продавец смог зайти в ее личный кабинет и завершить сделку. Деньги Сабины автоматически перевелись продавцу, и тот исчез.

Никому не сообщайте коды из SMS

При покупке товаров через «Безопасную сделку» пользователь должен подтвердить, что получил товар и его устраивает его состояние — в противном случае он может вернуть свои деньги. Однако мошенник может завладеть аккаунтом пользователя на Юле и удалённо подтвердить успешную доставку.

Вход на Юлу защищён авторизационным кодом, который приходит через SMS. Никому не называйте ничего, что приходит вам в SMS, даже если вас пытаются убедить, что это необходимо для завершения сделки. 

Сотрудники поддержки Юлы никогда не звонят пользователям и не просят называть никакие коды.

Почему Егор не раскрывает свои банковские данные даже службе поддержки

Егор нашел на Юле новую посудомоечную машину и написал продавцу. Тот был готов продать товар, но предупредил, что на Юле сделки проходят с участием службы поддержки. А дальше продавец мог использовать несколько хитростей:
Дать ненастоящую ссылку или отправить на почту Егора поддельную форму оплаты.
Позвонить Егору под видом службы поддержки и попросить данные банковской карты.

Вам наверно уже понятно, чем закончилась эта сделка. Да, Егор до сих пор моет посуду руками.

В случае сомнений сами обращайтесь в поддержку

Мошенники не сидят сложа руки и постоянно совершенствуют способы обмана пользователей — это вечная борьба. Пользователь может доверять в ней только службе поддержки Юлы, но обращаться в неё нужно самостоятельно: если кто-то под видом поддержки начал общение первым, велика вероятность, что это мошенники.

Задать вопрос в службу поддержки можно внизу страницы прямо сейчас — или позднее из настроек профиля в приложении или в сообщения официальных аккаунтов Юлы в соцсетях. Никогда не обращайтесь в службу поддержки по ссылкам от других пользователей.

Почему Александр, Владимир, Дарья, Сабина и Егор не верят в низкие цены

Редкий продавец предложит свой товар по цене ниже, чем у других. Поэтому если вы не хотите попасться на уловки мошенников, с особой осторожностью относитесь к подобным предложениям. Выбирайте товары по рыночной цене, читайте отзывы других покупателей и не стесняйтесь обращаться в службу поддержки, если подозреваете обман.   

Ориентируйтесь на средние цены по рынку

Слишком низкая цена может быть ещё одним признаком мошенников: они используют её как наживку, из-за которой можно забыть о мерах предосторожности. Чтобы усыпить бдительность, мошенники объясняют низкую цену непроверяемыми обстоятельствами: например, «серым» происхождением товара или родственником в магазине.

При выборе товара оцените средний уровень цен в других объявлениях и проверьте, есть ли объективные предпосылки для слишком низкой цены — например, видимые повреждения или неполная комплектация. Если их нет, это повод серьёзно повысить бдительность при общении с продавцом.

Ещё о нескольких способах обмана с реальными примерами переписок можно прочитать в блоге «Ростелеком-Солар» на «Хабре»

Если у вас возникли вопросы, обратитесь в службу поддержки